“Беларусь перед выбором: демократия или авторитаризм?”

Глава 4

Значительная часть населения небезосновательно восприняла сближение с Россией как дальнейшее ограничение независимости страны. Поэтому уже акция "Чарнобыльскi шлях" ("Чернобыльский путь"), призванная привлечь внимание беларусской и мировой общественности к экологическим проблемам, стала мощным проявлением народного протеста против президентской политики, ознаменовав тем самым начало т.н. "Менскай вясны" ("Минской весны") — периода радикальных антиправительственных выступлений. Уже 26 апреля 1996 года против многотысячной демонстрации под бело-красно-белыми флагами были применены спецотряды МВД, что привело к многочисленным тяжелым ранениям среди безоружных людей. "Менская вясна" продемонстрировала реальную угрозу усиления авторитарных черт режима, что позднее подтвердилось, и послужила, несмотря на усилия верхов, сильным катализатором оппозиционного движения.

"Чарнобыльскi шлях" впервые выявил стремление ряда украинских политических структур влиять на ситуацию в соседней стране. Беларусская милиция арестовала семерых членов УНА-УНСО, принимавших активное участие в митинге протеста, которые впоследствии были осуждены на различные сроки заключения.

Вскоре начались и некоторые разногласия беларусского правительства с Россией. Так, в середине лета Президент Лукашенко подверг критике официальную Москву за невыполнение обязательств по достигнутым ранее соглашениям в рамках Таможенного Союза. Выступая в Минске на съезде предпринимателей, Лукашенко заявил, что нарушается концепция "нулевого варианта" соглашения, по которому российское правительство обязалось погасить Беларуси задолженность за поставленный газ в обмен на пользование военными базами Беларуси и отмену платежей за транзит грузов и нефтегазопродуктов по ее территории 1. Кроме того, высказывались претензии в адрес российских СМИ.

Продолжалось действие экономического союза, что дополнительно стимулировало брожение в обществе. В результате роста недовольства власть предержащие начали поиск и разработку новых путей сохранения страны в своих руках. Существует мнение, что заявление фракции КПРФ в Государственной Думе России Виктора Илюхина о "заговоре ЦРУ" против Лукашенко было сделано не без ведома высших слоев руководства Беларуси. Как говорится в заявлении "... группа высокопоставленных офицеров ЦРУ в составе 18 человек... находится в Варшаве для подготовки специальных подрывных ситуаций в Беларуси. Их цели свержение пророссийского президента Беларуссии Александра Лукашенко." Из этого делается простой вывод — "жизненно необходимо ускорить объединительные процессы славянских народов"...

Усиление контроля за деятельностью партий привело, в частности, к просьбе лидеров БНФ Зенона Позняка и Сергея Наумчика, направленной правительству США, о предоставлении им политического убежища. Политическая эмиграция крупнейших деятелей оппозиции спровоцировала дальнейшее охлаждение отношений с демократическими странами и эскалацию напряженности внутри Республики. Поэтому в августе-сентябре вступает в решающую фазу деятельность по кардинальному изменению структуры государственного управления в пользу Президента, логически завершая начатое задолго до того создание проекта новой Конституции. В начале августа Лукашенко выдвинул требование провести референдум по изменениям в Конституции, устанавливающих как форму правления президентскую республику, а также относительно отношения граждан Беларуси к смертной казни, частной собственности на землю и переноса Дня независимости страны с 27 июля (дата провозглашения суверенитета) на 3 июля ( день освобождения Минска от немецкой оккупации).

Заявление Президента вызвало новую волну конфронтации между ветвями власти. Так, Верховный Совет принял решение о проведении референдума, но не 7 ноября, как планировалось ранее, а 24, что было расценено как провокация. "Александру Лукашенко необходима абсолютная власть. Он боится ответственности за политику, которую проводит, за экономическое банкротство, и поэтому старается увековечить свое правление," — заявляет в это время Семен Шарецкий 2. Наращивает обороты в работе "Круглый стол" — широкая общественно-политических коалиция различных сил Беларуси: впервые именно в его заявлениях, широко пропагандируется идея использования института импичмента. Глава Верховного Совета С. Шарецкий также заявил, что Беларусь "стоит на грани фашистской диктатуры" 3.

Сам А. Лукашенко тоже шел на конфликт. Проигнорировав предлагаемый парламентом "год мира", на основании следования конституционным нормам, Президент объявил (29 июля 1996 года) чрезвычайное положение до конца сбора урожая.

В предреферендумном запале Лукашенко распорядился погасить задолженность по зарплате, пенсиям, стипендиям и пособиям до 20 октября. Те руководители, которые не обеспечат своевременную выплату зарплаты и внесение платежей в бюджет, будут нести персональную ответственность, вплоть до освобождения от занимаемых должностей, говорится в указе. Также Президент Беларуси подписал указ "О некоторых мерах по упорядочению ценообразования на территории Республики Беларусь". Глава государства распорядился не допускать роста цен на товары (работы, услуги) без соответствующего роста заработной платы; не повышать до конца текущего года цены на хлеб массовых сортов, молоко и кисломолочные продукты, детское питание, товары для детей, а также на комбикорм для продажи населению. Указом предусмотрено, что население Беларуси производит оплату за пользование жилыми помещениями и жилищно-коммунальные услуги в размере не более 50% затрат коммунальных предприятий по оказанию услуг. Кроме того, чтобы снискать поддержку среди студенчества, указом # 343 было учреждена Президентская стипендия в государственных высших учебных заведениях 4. Выполнение подобных волюнтаристских обещаний невозможно, поскольку отсутствует материальное обеспечение, что не позволяет без эмиссии выплатить такую сумму наличности практически одновременно. Об этом также заявили эксперты Нацбанка Беларуси. В это же время беларусский Президент указом от 1 октября увеличивает размеры государственных пособий семьям, воспитывающих детей. В соответствии с Законом Беларуси "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" размер пособий увеличивается на 50%.

Таким образом, первый шаг к референдуму Президентом был сделан.

Выступая 9 октября на республиканском совещании работников аграрного комплекса, Президент Беларуси определил свое видение изменений, предстоящих в структуре государственной власти в связи с референдумом.

По его словам, "безуспешные попытки наладить конструктивное сотрудничество с Верховным Советом и Конституционным Судом" убедили его в том, что "только в результате конституционной реформы мы сможем уйти, наконец, от бесконечных бессмысленных политических баталий наверху и сосредоточиться на проблемах, которые больше всего волнуют наших людей: хлеб, жилье, образование и культура." Для того, чтобы решить "тяжелейшую задачу перевода всей нашей жизни на новые рельсы", в Республике, по мнению Лукашенко, должна быть сильная власть: "Именно в сильной власти сегодня спасение для нашего государства и экономики... А политический раздор ни к чему кроме вреда не приведет... Наверное, если кто-то следит за политикой, уже убедился, что мы могли подождать только до весны. Уже выработана была стратегия, тактика отрешения Президента от власти, и уже создано теневое правительство, которое недавно подписало обращение по созыву альтернативного конгресса беларусского народа. Я понимаю: я — не единственный, кто может быть сегодня Президентом. Президентов... достаточно. Но учтите: стоит только один раз сломать Президента — всю историю, сколько будем жить, будем топтать и ломать. И во-вторых. Я часто говорю, что народ власть мне дал не для того, чтобы я завтра сложил все эти портфели, сказал — идите работайте. Не для того он дал власть. Еще и потому эту власть нельзя отдать, потому, что я знаю, кто дышит в спину... При слабом Президенте наши доморощенные либералы и дерьмократы, под разговоры о всеобщем благе, всех нас без штанов оставят в собственной стране" 5. Поэтому для укрепления этой сильной власти Лукашенко нужны усиленный ОМОН, "Спецназ-1", "Спецназ-3", группа "Алмаз", "Кристалл" и т. п.

Чтобы укрепить дисциплину и правильность понимания линии Президента, 7 октября 1996 года министр внутренних дел В. Аголец возобновил в своем ведомстве практику единых политдней, проведя собственную политинформацию с руководящим составом МВД. Министр призвал подчиненных поддержать инициативу Президента на предстоящем референдуме.

В это время в независимых СМИ было обнародовано обращение экс-министра внутренних дел генерала Ю. Захаренко, который призвал бывших коллег не допускать избиения демонстрантов и быть защитниками народа.

На Всебеларусском народном конгрессе 19 октября 1996 года (6 тыс. депутатов — "представителей народа и трудовых коллективов") представители МВД и Министерства обороны единодушно поддержали идею референдума и предстоящие конституционные изменения.

В целом же Беларусь была охвачена политической проработкой и массированной психической атакой государственных СМИ, пугающих обывателя чуть ли не гражданской войной, если он не поддержит Конституцию Лукашенко. Даже в школах была возвращена политинформация.

Тем не менее, администрация позволила оппозиции провести 19 октября 1996 года митинг протеста на площади у оперного театра, в последствии закончившийся столкновениями с правоохранительными органами.

Подлил масла в огонь и демонстративный уход Президента из зала Верховного Совета (10 октября 1996 года) и его заявление о невозможности конструктивного диалога с парламентом.

Депутаты же, собственно, ничего другого и не ожидали. Еще до прихода Лукашенко в Верховный Совет большинство депутатов были уверены в том, что Президент воспользуется этим, дабы показать всему миру свое стремление к компромиссу. Поскольку предложения Президента были заранее неприемлемы, и, по мнению Центризбиркома и Конституционного Суда, незаконны, то согласие между Лукашенко и парламентом невозможно априори. Попытки нажима и подкупа депутатов ни к чему не привели. Инициированное 23 пропрезидентскими депутатами "компромиссное" решение получило поддержку лишь 84 народных депутатов (88 — против).

Кроме незаконности проведения референдума по конституционному устройству Беларуси, депутаты ставят Лукашенко в вину финансовые махинации вокруг его проведения.

Учитывая требование статьи 9 Закона о референдуме, "подготовка и проведение референдума осуществляется за счет соответствующего бюджета". Но в бюджете 1996 года такие расходы не предусмотрены, равно как и расходы на Всебеларусский народный конгресс, Всебеларусское народное собрание и т. д. Поэтому Президент заявил, что на это дело деньги найдет и ни копейки из бюджета не возьмет. В ответ Глава Центризбиркома В. Гончар заявил, что "государственное мероприятие, которое приведет к изменению государственного устройства, конституционных основ нашей жизни должно проводиться из государственного бюджета" 6. А судьба переведенных на самовольно открытый счет "Референдум-96" (открытого еще в январе 1996 года Минфином в Нацбанке, когда никакой референдум еще не предвиделся) и специальный счёт "Белсбербанка" 60 млн. рублей (от производственного объединения "Доломит" и Осиповского производственного объединения по обеспечению нефтепродуктами) до сих пор не известна. "Мне трудно оценить то, что случилось, — прокомментировал этот факт В. Гончар. — Добровольные средства фактически зачисляются на доходные источники бюджета" 7. Другими словами, пожертвованиями на референдум латали совсем иные финансовые дыры.

И это в то время, "когда у предприятий нет денег ни на одну социальную программу, а угодливые руководители, без согласования с советом трудовых коллективов, с профсоюзами, в нарушение коллективных договоров бросились занимать очередь для выражения преданности к А. Лукашенко за счет и без того нищих своих рабочих и колхозников"8.

Центральная избирательная комиссия рассматривает эти действия и возможную подоплеку, которая сопутствует этим действиям, как явно провокационную. Представить последствия перечисления на счет сомнительных сумм при отсутствии должного контроля, при отсутствии согласованного с Минфином механизма аккумуляции этих средств, отчетности и так далее не представляет никакой сложности. Центризбирком в сложившихся условиях выступает категорически против того, чтобы использовать на проведение референдума любые другие средства, кроме бюджета. Обстановка, связанная с использованием так называемых добровольных взносов, приобретает чисто криминальные оттенки. "Проведение референдума имеет смысл только при неукоснительном и безусловном соблюдении всех законодательных процедур. При нарушении данных процедур проведение референдума становится бессмысленным"9. Кроме того, "Национальная государственная телерадиокомпания не выполнила специальный пункт постановления Центризбиркома, который касается равных условий для проведение агитации по вопросам референдума. Национальной государственной телерадиокомпании предписывалось разработать и не позднее 1 октября 1996 года представить на рассмотрение Центризбиркома предложения по освещению на равных на ТВ и радио вопросов, которые вынесены на референдум Президентом Республики и депутатами Верховного Совета. Но ответных действий со стороны главы телерадиокомпании Киселя не последовало. Поэтому Центризбирком вынужден был обратиться в Генеральную прокуратуру. Но поскольку Кисель находится в отпуске, виновные так и не были найдены 10.

Чтобы актуализировать "беларусский вопрос" в российских правительственных кругах, А. Лукашенко во время своего выступления в Госдуме РФ 13 ноября 1996 года выдвинул идею конфедерации Беларуси и России. Однако, подобное "интеграционистское рвение" было прохладно воспринято властными структурами России, которые опасаются нагнетания ситуации в Беларуси. Авторитарный режим Лукашенко — не лучшая "визитная карточка" для не оправившейся после болезни Ельцина в переговорах с Западом, довольно мрачно воспринимающим политику России в отношении "ближнего зарубежья". В результате подобных действий президентской администрации Беларусь оказалась в изоляции, Европейский союз свернул все свои перспективные программы. Подтверждая приоритет России в этом регионе, США все же высказало свое отношение к происходящим в стране процессам. Так, в заявлении Госдепартамента США от 17 октября 1996 года сказано: "Заявив о своем нежелании работать дальше с парламентом, Президент Лукашенко становится на путь дальнейшего раскола страны. Мы обращаемся к Президенту Лукашенко с призывом немедленно начать консультации с руководством парламента с целью поиска компромисса, который бы обеспечил соблюдение в стране важнейших прав человека, норм демократии и основных свобод"11. Мировое сообщество опасается спекуляций Лукашенко по поводу не выведенных из Беларуси ядерных боеголовок.

Эскалация противостояния между парламентом и Президентом в Беларуси вынудила Россию к более активным действиям.

20 ноября 1996 года в Смоленске состоялось совещание с участием Председателя Верховного Совета Беларуси С. Шарецкого, лидера ПКБ С.Калякина, Председателя Госдумы РФ Г. Селезнева и вице-премьер министра России В. Серова. Лукашенко отказался от участия в совещании, сославшись на то, что намерен встретиться для обсуждения вопросов нормализации ситуации в Беларуси и дальнейшей интеграции с Премьер-министром России В. Черномырдиным.

Комментируя ход совещания, Калякин заявил, что в Смоленске обсуждались различные варианты выхода из создавшегося кризиса. Но оптимальным был признан т. н. "нулевой" — снятие с референдума обоих вариантов Конституции. Г. Селезнев в интервью СМИ заявил, что принятие референдумом новой редакции Конституции Беларуси является неэффективным, и посоветовал вернуть конституционный процесс в законное русло.

С. Калякин также подчеркнул, что в случае поддержки Лукашенко "нулевого варианта" исчезнут основания для импичмента, возможность которого прорабатывает Конституционный Суд.

Лукашенко же прореагировал на эти выступления очень резко, что вызвало у аналитиков сомнения в возможности мирного разрешения кризиса. Экс-министр внутренних дел Ю.Захаренко заявил, что по имеющимся у него данным, внутренние войска, подразделения МВД, а также спецслужбы приведены в боевую готовность.

Накаленность ситуации вынудила пойти Россию на более решительные шаги по примирению двух веток власти в соседней стране.

В ночь с 21 на 22 ноября 1996 года в Минске состоялись переговоры Г.Селезнева, Е.Строева, С.Шарецкого, В.Черномырдина и А.Лукашенко. Итогом этой встречи стало подписание утром 22 ноября 1996 года "Соглашения об общественно-политической ситуации и о конституционной реформе в Республике Беларусь" Председателем Верховного Совета С.Шарецким и Президентом А.Лукашенко.

Президент обещал отменить свои Указы от 5 ноября 1996 года за #456 и от 7 ноября 1996 года за #459, которые декларировали юридическую обязательность выполнения результатов референдума. Таким образом, результаты референдума должны были иметь совещательный характер. В свою очередь, Верховный Совет обеспечивает отзыв из Конституционного Суда, а Конституционный Суд прекращает производство дела о нарушении Президентом А.Лукашенко Конституции Республики Беларусь.

Также, в течении 20 дней после референдума, Президент формирует на паритетных началах Конституционное Собрание. В его состав входят: Президент — председатель Собрания, 50 депутатов Верховного Совета, делегированных пропорционально численности фракций в парламенте, 50 представителей Президента. Решения Конституционного Собрания принимаются большинством голосов от общего состава Собрания. Конституционное Собрание в течении 3 месяцев, на основе текста изменений и дополнений Конституции Беларуси, получившего большинство на референдуме, принимает новую редакцию Конституции Республики Беларусь. До принятия новой редакции Конституции Президент и парламент не предпринимают попыток досрочно прекратить полномочия друг друга.

После подписания соглашения, видимо, предвидя баталии по его утверждении в Верховном Совете, С.Шарецкий заявил, что "никто не проиграл и не победил, а победил разум, действительно достигнут компромисс". Лукашенко, в свою очередь, потребовал от Верховного Совета утвердить соглашение конституционным большинством без каких-либо уточнений и поправок. Однако Верховный Совет, начав рассматривать подписанный документ, по инициативе фракции "Гражданское действие", фактически признал соглашение как капитуляцию. В ответ Лукашенко утром 23 ноября заявил, что решение референдума будет иметь обязательный юридический характер.

В это время Россия, опасаясь обострения ситуации, и болезненно восприняв увязывание Лукашенко вывоза ядерных боеголовок с территории Беларуси с вопросом расширения НАТО на Восток, с 21 по 27 ноября вывезла из Беларуси последние 18 ядерных боеголовок из 72, некогда базировавшихся в советской Беларуссии .

24 ноября 1996 г. в Беларуси состоялся референдум. 70,5% принявших участие в референдуме проголосовали за президентский проект Конституции и около 8% — за парламентский проект.

После референдума часть депутатов, которые поддерживают Президента, оставили помещение Верховного Совета и провозгласили себя сессией под патронажем А.Лукашенко. Они формируют Палату представителей в составе 110 человек и Высший Совет — 64 человека. Около 70 депутатов во главе с С.Шарецким остались в помещении Верховного Совета и продолжают свою деятельность. Палату представителей возглавил 64-летний Анатолий Малофеев, который в своё время занимал должность первого секретаря ЦК КПБ и члена Политбюро КПСС.

Западные наблюдатели считают результаты референдума нелегитимными, так как во время проведения его были допущены многочисленные нарушения. Оппозиция, также не согласившись с результатами референдума, создала Комитет национального спасения, объединивший практически все политические партии Беларуси. Политическое противостояние в Беларуси продолжаются.



Примечания к Главе 4 (I)



1.Президент Беларуси критикует Москву // "Белоруссия".- 1996.- 26 июля.- с. 2


2.Верховный Свет одобряет референдум // "Московские новости".- 1996.- 10 сентября.- с. 3


3.Шарецкий С. Люди, будьте бдительны! В республике запахло фашизмом! // "Народная воля".- 1996.- # 81.- с. 1


4."Белоруссия". - 1996.- 6 сентября.- с. 2


5."Белоруссия". - 1996.- 15 сентября.- с. 1


6.Цит. по Тризно О. Заставь дурака молиться или заройте ваши денежки // "Белоруссия".- 1996.- 8 октября.- с. 1


7.Там же.


8.Нистюк В. Не приведет ли злоупотребление вином власти к горькому похмелью? // "Белоруссия".- 1996.- 27 октября.- с. 2


9.Цит. по Тризно О. Цит. изд.- с. 2


10.Там же.


11.Заявление Госдепартамента США // "Свабода".- 1996.- 22 кастрычніка.- с. 2


Ваши отклики

Назад на Главную страницу



Hosted by uCoz