“Беларусь перед выбором: демократия или авторитаризм?”

Глава 5

После длительного обсуждения, жарких дискуссий, продолжавшихся несколько лет, весной 1994 года Верховным Советом Беларуси была принята Конституция Беларуси.

Нас больше всего интересуют полномочия Президента. Согласно Статье 95, "Президент Республики Беларусь является руководителем государства и исполнительной власти." В полномочия Президента, по Конституции, входят:


защита суверенитета республики, национальной безопасности и территориальной целостности;


руководитство системой органов исполнительной власти и обеспечение их взаимодействия с представительскими органами;


Президент создает и ликвидирует министерства, государственные комитеты и другие центральные органы руководства Республики Беларусь;


с согласия Верховного Совета назначает и увольняет с постов Премьер-министра, его заместителей, министров иностранных дел, финансов, обороны, внутренних дел, Главу Комитета государственной безопасности;


назначает и увольняет других членов Кабинета министров;


Президент также представляет Верховному Совету кандидатуры для избрания на пост Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Правления Национального Банка и др.;


подписывает законы и имеет право отменять акты подведомственных ему органов исполнительной власти и т. д.

В Статье 104 показаны условия смещения Президента Беларуси. "Президент может быть снят с поста в случае нарушения Конституции или совершения преступления... постановлением Верховного Совета, принятым большинством не менее двух третей от избранных депутатов Верховного Совета." Вопрос о снятии Президента может быть предложен не менее чем 70 депутатами Верховного Совета. Заключение о нарушении Президентом Конституции дается Конституционным Судом и т. д. 1.

Несмотря на некоторые погрешности, Конституция стала стабилизирующим фактором в развитии общественно-политической ситуации в Беларуси. Поэтому намерение А. Лукашенко изменить или даже принять новую Конституцию страны является для Республики отнюдь не позитивным фактором.

Согласно новому проекту Конституции, предложенному Президентом А. Лукашенко, принятому на референдуме 24 ноября 1996 г., полномочия Президента и исполнительной власти в сущности, неограничены.

Авторы президентского проекта предлагают внести изменения более чем в 30 статей и дают новую редакцию более чем 60 статей, что составляет около 70% общего количества норм действующей Конституции. "Предусматривается глубинная реформа системы и структурно-функциональной организации органов государственной власти, масштабы которой обязывают оценить представленный документ как проект новой Конституции, которая устанавливает новую форму правления: вместо парламентско-президентской республики вводится президентская республика со следующими характеристиками:


верховная власть принадлежит Президенту (статья 79 проекта);


Президент не может быть отозван или переизбран без наличия чрезвычайных обстоятельств, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь (статья 88 проекта);


Президент пользуется конституционным правом созыва и роспуска Парламента (статья 84 проекта);


Президент, в случае чрезвычайной необходимости, может действовать вразрез с действующим законодательством (статья 83 проекта);


Президент не может быть досрочно освобожден от должности за нарушение Конституции (статья 84);


Президент пользуется правом законодательной инициативы (статья 85 и 99 проекта);


доминирующее участие Президента в формировании правительства, подборе его главы, других органов (статья 84 проекта) 2.

И хотя это далеко не полный набор изменений, но он может дать представление о том, какой режим А. Лукашенко создаёт в Беларуси.


Примечания к Главе 5(I)



1.Канстытуцыя Республікі Беларусь.- Мінск.- 1994.- с. 17-20.


2.Зорченко Е., Сидоренко В. Спасти Конституцию // "Круг". - #6.- 1996.- с. 3.


Ваши отклики

Назад на Главную страницу



Hosted by uCoz