“Беларусь перед выбором: демократия или авторитаризм?”

Глава 6

После обретения независимости Беларусь оказалась раздираемой противоречиями между пророссийским лобби и медленно формирующейся, в большинстве своем на основе местной номенклатуры, национальной буржуазией. Но управленческая вертикаль, имевшая непосредственное отношение к приватизации и экономическим преобразованиям, не спешила легализировать свой бизнес. Номенклатура, в союзе с директоратом предприятий-монополистов, с недоверием шла навстречу рынку. "Вчерашние "аппаратчики" вложили деньги в недвижимость, открыли счета в банках, но не открыли свой бизнес. Да и зачем, если номенклатура приватизировала... власть, сделав из нее источник обогащения," — считает З.Позняк 1. Поэтому номенклатура неохотно шла на контакт с предпринимателями, опасаясь конкуренции с их стороны не только в экономической сфере, но и в политике. Прослойка национальной буржуазии без поддержки государства оказалась не в состоянии продуцировать себя в достаточном количестве.

Также следует отметить роль компрадорской буржуазии и транснациональных компаний, тесно связанных с российским капиталом. Примыкает к ним и пророссийски настроенная ("ностальгирующая") номенклатура, активно способствующая интеграционным процессам.

Экономические реформы невозможны без создания прослойки национально ориентированного предпринимательства. В странах постсоветского пространства, особенно в Беларуси, имеется в наличии интенсивно репродуцирующаяся прослойка компрадорской буржуазии. "Компрадорами называют посредников между иностранным капиталом и местным рынком слаборазвитых стран. Занимаясь, фактически, спекуляцией, компрадоры вредят национальной экономике. Национальный рынок компрадорскую буржуазию не интересует. Как правило, она возникает в постколониальных странах и является оружием нации угнетателей. Провозглашая себя "космополитами", компрадоры занимаются скрытым разграблением страны. Человеку, который проживает на данной территории и не ощущает себя гражданином, безразличны национальные интересы. Компрадоры — не производители, а посредники"2.

Таким образом, экономические интересы компрадорской прослойки совпали с ностальгизмом беларусского общества. Отсюда и характер реформ, проводимых правительством А.Лукашенко. Экономические реформы были подменены интеграционистскими устремлениями. Интеграция с Россией в качестве государственной политики отодвинула на второй план вопросы структурного реформирования беларусской экономики.

Приватизация в Беларуси отличается самыми минимальными показателями в сравнении с другими странами СНГ. Частный сектор экономики не в состоянии конкурировать с государственными предприятиями.

Под налоговым и административным прессом оказалось большинство крупных и средних частных предприятий. Отношение Лукашенко к национальному предпринимательству иллюстрирует выступление Президента на съезде деловых кругов Беларуси. "Никто вам не поможет, если вы не найдете нормального взаимоотношения с Президентом," — цитируем А. Лукашенко. При этом он заявил, что не собирается оставлять без ответа антиправительственные выступления "политиканствующих бизнесменов" в СМИ: как только они будут появляться, к этим предпринимателям будут направляться соответствующие комиссии для проверки их деятельности. Президент особо подчеркнул, что деловым кругам не нужно втягиваться в "борьбу ветвей власти ", а тем более финансировать "антигосударственные мероприятия", о которых Президенту по его же словам, хорошо известно 3.

Подтверждение этому мы видим на примере одного из крупнейших в стране концернов "Пуше", который сворачивает деятельность на родине и переносит активность в сопредельные страны, главным образом в Украину. Холдинговая компания "Пуше" — генеральный импортер чешского автомобилестроительного концерна "Skoda" в Республике Беларусь. Компания планировала в 1996 году начать сборку легковых автомобилей Skoda-Felicia на производственной базе завода "Агромаш" в г. Дзержинске (недалеко от Минска). По словам исполнительного директора А. Шентака, были уже завершены работы по монтажу оборудования, а к концу первого квартала 1996 года предусматривалось выпустить на нем более 2,5 тыс. машин. В дальнейшем "Пуше" намеревалось постепенно увеличивать мощность производства и к 1998 году выйти на выпуск 10 тыс. автомобилей в год.

На конец октября 1995 года в компании работало более 1200 человек, за счет налоговых отчислений только за три месяца (сентябрь — ноябрь) 1995 года она пополнила казну на 66 млрд. беларусских рублей (около $6 000 000).

Но именно высокие налоги и погубили инвестиционную деятельность компании: в последнее время фирма стала ощущать нехватку оборотных средств, что заставило ее пересмотреть ряд долгосрочных программ, к реализации которых она уже было приступила. А намечалось немало. Имея годовой оборот в $150 млн., концерн планировал в ближайшее время увеличить этот показатель в несколько раз и довести число работающих до на предприятии до 7 тыс. человек 4.

Являясь генеральным дистрибьютором "Philips", компания занималась не только продажей автомобилей "Skoda" и электроники, но и разрабатывала совместные инвестиционные проекты. Кроме того, важнейшим направлением бизнеса "Пуше" являлись инвестиции в сельское хозяйство.

Однако над всеми этими планами нависла угроза срыва. Налоговый пресс фактически задушил инициативы "Пуше". "Если раньше экономистам и аналитикам компании удавалось прогнозировать изменение развития экономической ситуации в стране хотя бы в ближайшем будущем, то теперь, после очередной смены системы налогообложения и ряда волюнтаристских решений правительства, подобное стало невозможным."5.

Кроме того, вследствие присоединения Беларуси к таможенному союзу с Россией цены на электронную технику и автомобили существенно поднялись (цена автомобиля Skoda, производимого в Беларуси по расценкам "Пуше", составляла $10. 300), что привело к потере концерном значительной части беларусского рынка.

Именно поэтому генеральный директор "Пуше" А. Пупейко, выступая в Минске по поводу четырехлетнего юбилея компании (1995 год), вынужден был сделать заявление: "Мы ушли в Украину".

Пример "Пуше" примечателен потому, что иллюстрирует положение, в котором оказались предприниматели, пытающиеся спасти свой бизнес. Что же касается западных инвестиций, то приток их в экономику заметно уменьшился. Особенно ощутимой является прогрессия спада заинтересованности потенциальных инвесторов после отказа МВФ предоставить Беларуси резервный кредит на сумму $250 млн. К тому же западные партнеры требуют твердых гарантий. В частности актуален вопрос действующих правил контроля за экспортом, торговыми нормами и механизмами сертификации и вопрос о том, каким образом можно способствовать инвестициям крупных компаний Coca-Cola, Motorola, Alliant Tech Systems, Navystar, Detroit Diesel и ряда мелких фирм, которые уже действуют в Беларуси.

Проблемы в сфере инвестиций также возникают в связи с неразберихой, которая существует в самом Министерстве предпринимательства и инвестиций. Так, назначение нового министра А. Сазонова и реорганизация министерства (длящаяся уже пять месяцев), привели к тому, что квалифицированные специалисты, среди которых и люди с учёными степенями, ушли в никуда (а это почти 40 человек), зарегистрировавшись на бирже труда для получения пособия 6.

Разработанные президентской командой "Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 года" не внушают доверия западным инвесторам. Несмотря на декларирование достижения в будущем "макроэкономической стабилизации и создания условий для возобновления экономического роста", они по-прежнему опасаются вкладывать деньги в экономику Беларуси. Примечательно, что на состоявшейся в Бресте в начале октября 1996 года встрече представителей государственных и деловых кругов Германии, Польши и Беларуси ни о каких конкретных инвестиционных проектах речь не велась. И это несмотря на то, что речь шла не о всей Беларуси, а лишь о Брестской свободной экономической зоне.

Совсем иная картина с российскими инвесторами. Лукашенко всячески способствует российским фирмам. Пример тому — взаимоотношения с "Газпромом". В первую очередь имеется в виду построение нового газопровода Ямал-Западная Европа на территории Беларуси. Глава "Газпрома" Р. Вяхирев, играющий не последнюю роль в российско-беларусских отношениях, заявил, что "делает это [строит новый газопровод — Авт.] для того, чтобы страны-транзиторы нефти и газа не спекулировали и не диктовали нам своих условий за транзит энергоносителей"7. Условия же Беларуси более чем устраивали "Газпром", тем более, что Лукашенко болезненно реагировал на приостановление работ на этом направлении со стороны России.

Кроме того, создав президентский фонд, который подконтролен только ему, А. Лукашенко в конце 1995 года издал распоряжение, снимающее все налоги и пошлины с фирмы "Торгэкспо". "Освобожденные" деньги были переведены на счет специального Фонда Президента. Следует также отметить деятельность небезызвестного Фонда Махмуда Эсамбаева, заработавшего $60 млн., на беспошлинном ввозе и продаже водки и табачных изделий. Таким образом президентский фонд стал тем источником, который используется администрацией для покрытия непредвиденных расходов. Например: одноразовая выплата зарплаты, пособий, дотаций и т.п., проведение референдумов, выборов и плебисцитов.

Общая сумма просроченной задолженности по зарплате на 25 июня 1996 года составила в Беларуси 978,5 млрд. руб., увеличившись за май на 85,7 млрд. руб. Свыше 45% приходится на колхозы и совхозы, треть — на промышленные предприятия8.

Финансирование беларусскими банками убыточных предприятий привело в период с января по май 1996 года к росту доли невозвращенных банками кредитов ($1,68 млрд.) до 25% от общего кредитного портфеля (мировые стандарты позволяют максимум 3%).

В первом полугодии 1996 года продолжала снижаться рентабельность отраслей беларусской экономики. Так, в целом по отраслям в январе — мае этого года она составила 8,1% (для сравнения: за пять месяцев1995 г. рентабельность была равна 9,7%).

Наибольшее снижение уровня рентабельности наблюдается в сфере транспорта (с 32,3% в январе — мае 1995 года до 17,4% за аналогичный период 1996 года) и в строительстве (с 15,1 до 3,9%). В промышленности рентабельность снизилась с 10,4% до 8,9%. Промышленные предприятия с уровнем рентабельности до 20% составляют 49,7% от общего количества предприятий 9. При этом 61,8% убыточных предприятий приходится на государственную собственность, 38,2% — на частные фирмы.

В январе-июле 1996 года на развитие экономики и социальной сферы направлено 11 280 млрд. рублей инвестиций, что на 15% меньше, нежели за соответствующий период прошлого года.

На долю предприятий и организаций государственного сектора приходится 73% общего объема инвестиций (в январе-июле 1995 года — 76%).

Особым разделом для государственных дотаций является АПК. Как видно из реальной ситуации в сельском хозяйстве Беларуси, колхозный сектор существует лишь за счет протекционистской политике государства и субсидий. "Он обречен как в случае отказа правительства от протекционизма (это приведет к заполнению рынка дешевыми импортными продуктами), — считают беларусские аналитики, — так и в случае сохранения протекционизма и субсидий (уже сегодня общественный сектор проигрывает в ценовой конкуренции индивидуальным подсобным хозяйствам). Пытаясь спасти колхозный строй, государство просто выбрасывает на ветер в форме прямых и косвенных инвестиций в беларусский АПК до 1/3 расходной части бюджета ($1,7 — 2 млрд.)10.

Интерес также вызывает валютная политика Беларуси. Так, летом 1996 года, после так называемого "кризиса ликвидности", постигшего в последние дни "старого валютного коридора" (13.100 бел. руб. за $1) беларусские банки, прекратили платежи некоторые авторитетные банки, специализирующиеся на обслуживании корреспондентских счетов банков-нерезидентов. Практически полностью "умер" рынок коротких денег — свободных ресурсов просто ни у кого не было, и редкий банк мог похвалиться тем, что не задерживал клиентские платежи.

Кроме того, намерение Лукашенко национализировать все коммерческие банки и даже непосредственные шаги к этому спровоцировали кризис в банковской системе Беларуси и значительный отток средств за рубеж.

Отрицательное внешнеторговое сальдо, характеризуемое разрывом между объемом импорта и экспорта, увеличилось до более чем $1 млрд.

Еще в первом квартале 1996 года дефицит торгового баланса составил $500 млн., что соответствует годовому максимуму, равному 15-20% ВВП (такой уровень имеют только несколько самых бедных и обремененных большим внешним долгом стран Африки).

Прогрессирующее ухудшение баланса внешней торговли Беларуси фиксируется начиная с сентября 1994 года. "Поначалу резко ухудшился торговый баланс с Россией, но это некоторое время Беларусь компенсировала расширением торговли с Западом. Но к августу 1995 года сальдо торговли с "дальним зарубежьем" прекратило быть положительным, одновременно нарастал дефицит в торговле с Россией. К началу 1996 года дефицит достиг угрожающих размеров"11. Но администрация Лукашенко игнорирует нарастающий дефицит торговли, видя в нем краткосрочное отклонение. По этому поводу аналитики Всемирного Банка в своем отчете "Country economic memorandum", посвященном экономике Беларуси, отмечают: "Может возникнуть соблазн в качестве причины считать снижение производительности на предприятиях страны, однако подобного рода снижение является результатом, а не причиной неконкурентоспособности на мировых рынках. Тщательный анализ выявил только одну важную проблему — постоянное завышение стоимости национальной валюты. Оно было вызвано продолжающейся внутренней инфляцией при отсутствии изменения обменного курса"12.

Несмотря на то, что с декабря 1994 года затраты внутренних производителей удвоились, из-за относительно фиксированного курса экспортеры не смогли увеличить рублевые доходы. В тоже время цены на импортные товары оставались почти неизмененными, что снизило конкурентоспособность беларусских товаропроизводителей.

Контроль над рынком валюты, производимый административным путем, снижает конкурентоспособность экспорта, порождают инфляцию. Введение пошлин на импорт приведет к его сокращению, обязав потребителей или платить более высокие цены, или сократить объем потребления. Зависимость от пошлин на импорт же будет способствовать экспортированию продукции. В условиях же Таможенного союза Беларусь не вправе ввести пошлины на импорт из России, который составляет львиную долю в дефиците ее торговли. Субсидии экспортерам, как и другие административные льготы, создают обстановку, способствующую коррупции.

Население же оказалось в ситуации, когда реальные доходы в 1994 г. уменьшились на 23% относительно 1993 года, а в 1995 — на 40%. Рост цен по-прежнему опережает рост доходов.

Более того, по принятой в Беларуси методике расчета средней заработной платы, при определении численности, принимаемой для ее расчета, работники, переведенные на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, учитываются пропорционально фактически отработанному времени, что приводит к искусственному занижению численности работавших и соответственно к завышению средней заработной платы. Вот и получаются миллионные заработки на бумаге13.

Лукашенко же считает, что социальное напряжение в обществе можно снять административными мерами, издав указ о своевременной, до 20 октября 1996 года, выплате заработной платы, пенсий, стипендий и помощи. Этот указ имеет кроме вышеуказанного назначения и внутренний смысл, поскольку был издан в преддверии референдума 24 ноября, поэтому направлен в первую очередь на снискание народной поддержки. "Однако выплатить зарплату, — считает заместитель директора департамента экономики Национального банка Беларуси В. Дашкевич, — можно лишь путем кредитной эмиссии. Других средств в Национальном банке нет"14. А это путь к обвальной инфляции. Существует также проблема безработицы. Официально в Беларуси насчитывается 185 тыс. безработных (3% экономически активного населения), 64% из них — женщины. Только 69% официально зарегистрированных безработных получают пособия. И эти пособия в 5 раз меньше уровня малообеспеченности. Если учесть частично безработных (большинство предприятий простаивают) и неучтенных, то цифра в официальном отчете будет намного выше.

Пособия, льготы, специальные начисления и т. п., учрежденные в последнее время Президентом, если и дойдут по назначению, то окажутся одноразовой подачкой в связи с политическими потребностями. Такая позиция не способствует разрешению проблемы, а наоборот, усугубляет ее, создавая небезопасные прецеденты для социального конфликта.

Как видим, экономическая политика Лукашенко хоть и рассчитана на сокращение рыночных преобразований, однако не соответствует представлениям "левых" о "возвращении к социальным гарантиям". "Президент способствует не защите национального товаропроизводителя, гаранта социальных отчислений, а наоборот, всячески поощряет эксплуатацию трудящихся в пользу российских транснациональных компаний. Как можно назвать политикой социальной защиты увольнение всех пенсионеров с производства, отмену льгот для жертв незаконных репрессий! " — считают "левые"15.

Анализируя программу экономического развития Беларуси до 2000 года, следует отметить, что руководство страны отказалось от постоянных ссылок и обсуждения некой социально-экономической формации — конвергентного общества, в котором будет кооперативный рыночный социализм в АПК и народный капитализм в промышленности.

Программа предусматривает полный контроль над производством, финансовыми потоками и ценообразованием. Формально разделяются управление и собственность. Но рядом макроэкономических шагов беларусская администрация лишает всякого смысла эти либеральные шаги. В частности, предприятия сегодня не имеют возможности вести собственную ценовую политику, и даже вопрос выбора поставщиков сырья и материалов находится не в их ведении. Воссоздаётся служба материально-технического снабжения предприятий. Эта структура создаётся в виде беларусско-российской финансово-промышленной группы. По утверждению одного из авторов программы Э.Эйдина, предприятия не обязаны пользоваться её услугами. Однако в действительности эту модель уже сегодня можно проследить по закупкам беларусскими предприятиями российского угля.

Кроме того, программа предусматривает систему импортозамещения и ограничения импорта через тарифную политику, то есть максимальное сужения доступа мирового рынка в отечественную экономику сроком на 2-3 года. "Это время необходимо, — считают разработчики программы, — чтобы разобраться с собственным производством. А вот когда мы почувствуем, что готовы принять западного инвестора, тогда можно будет открыть окно в Европу шире" 16.

Оппозиция заявляет, что от "этой "защиты внутреннего рынка" не выиграют ни крупные предприятия, ни мелкие. Предлагаемые меры приведут лишь к стабилизации кризиса. Зачем развиваться, если имеется надёжная административная защита. Консервируется ситуация на средних и мелких предприятиях: они не проводят внутреннюю реструктуризацию — цены на их продукцию вновь начинают расти и давить на тот же экспорт..." 17.

Программа уже утверждена на заседании Совета безопасности и Кабинета Министров Беларуси. Президент же решил вынести её на рассмотрение Всебеларусского народного собрания.

Таким образом, лозунг интеграции с Россией и разрешение за ее счет своих экономических проблем подменил собой не только рыночные реформы, но и социальную политику государства. Однако эксплуатация "ностальгирования" и интеграционистских симпатий населения Беларуси без ощутимых социально-экономических результатов, а тем более с негативными результатами, может пагубно отразится на дальнейших процессах в этой стране.



Примечания к Главе 6(I)



1.Цит. по: "Беларусь глазами "врагов народа"//"Зеркало недели".- 1996.- 17 августа.- с. 6.


2.Голобуцький О., Кулик В. Консерватизм — ідеологія порядку, стабільності та добробуту.- К. 1995.- с. 38


3.Левшина И. Александр Лукашенко: "А, может, вы политиканствующие бизнесмены" // "Белоруссия".- 1996.- 26 июля.- с.2


4.Олейник И. Капитал бежит из Беларуси в Украину// "Проспект".- 1996.-#30.- с. 2


5.Там же.- с. 2


6.Новому министру — новый кабинет // "Белорусская деловая газета".- 1996.- 21 октября.- с.2


7.Цит. по Тимошенко В., Княжинский В. Всього рік залишилось "Газпрому" вмовляти Київ // "День".- 1996.- 25 жовтня.- с. 1


8."Белоруссия".- 1996.- 26 июля.- с. 2


9.Там же


10.Седкович В. Беларусь нуждается в новом Столыпине // "Белорусская деловая газета".- 1996.- 30 мая.- с. 12


11.Томашевская О. "Два кита" кризиса беларусской экономики. Версия Всемирного Банка // "Белорусская деловая газета".- 1996.-17 октября.- с. 7


12.Цит. по Томашевская О. "Два кита"...- с. 7


13.Юрьев С. Закамуфлировать бедность // "Беларускi час".- 1996.- 21 кастрычнiка.- с. 1


14.Аврал по зарплате // "Белорусская деловая газета".- 1996.- 21 октября.- с. 7


15."Бюллетень рабочего движения".- 1996.- #9.- с.3


16.Цит. по: Шерепа П. Романтическая программа для Президента-прагматика//"Белорусская деловая газета". — 1996. — 17 октября. — С.8.


17.Там же.


Ваши отклики

Назад на Главную страницу



Hosted by uCoz