“Беларусь перед выбором: демократия или авторитаризм?”

Глава 3



Команда Лукашенко состояла из молодых и талантливых людей. Очень многих удивил выбор Лукашенко премьер-министра. Им стал М. Чигирь, бывший председатель Агроиндустриального банка, который отличался реформаторскими взглядами. Его позиция совпадала с позицией Председателя Национального банка С. Богданкевича, выступившего против валютного союза с Россией. М. Чигирь выступал против практики выдачи государственных субсидий и значительных кредитов неприбыльным предприятиям. Одновременно он поддерживал либерализацию цен на товары широкого потребления. Это противоречило многим обещаниям Лукашенко, акцентировавшего внимание на социальном протекционизме, выступая против приватизации и других рыночных реформ. Еще более удивительным было решение Лукашенко оставить Богданкевича на посту председателя Национального банка, несмотря на его выступления против Лукашенко во время избирательной кампании. Парламент поддержал кандидатуру Президента, и этим продолжил свое существование, став последним советским парламентом в странах СНГ.

Первые шаги А. Лукашенко в отношении внутренней политики были очень противоречивы. Так, он освободил от должности П. Козловского, министра обороны времен Кебича, потом — начальника штаба вооруженных сил А. Тушинского. В общем А. Лукашенко освободил от должностиоколо 2 тыс. генералов и офицеров. В августе 1994 года он обвинил Министра иностранных дел Г. Марковского в коррупции и поставил вместо него Г. Новицкого ... О

днако в это же время Лукашенко начали покидать реформаторы из его команды. Первым стал В. Терещенко, глава территориального департамента администрации, который обвинил окружение Президента в некомпетентности. 8 декабря 1994 года ушел еще один реформатор — В. Гончар. Он заявил, что Лукашенко из-за своих советников встал на ошибочный путь.

20 декабря 1994 года депутат С. Антончик выступил в парламенте с сенсационными разоблачениями относительно коррупции в администрации Президента. Это выступление было запрещено печатать в прессе, из-за чего подал в отставку И. Федута. С тех пор цензура стала обычным делом в беларусских СМИ.

В феврале 1995 года парламент одобрил закон, который определял полномочия Президента. Также в нем говорилось о том, что Президент не может распустить парламент. А. Лукашенко не захотел подписать этот закон. В это же время издал закон о передаче парламентских 5 млрд. беларусских рублей ($450 000) в распоряжение Президента. Парламент расценил это как нарушение Конституции. 11 апреля 1995 года депутаты отклонили три из четырех предложенных Лукашенко вопросов на референдум, который должен был состояться в мае того же года: о праве Президента распускать парламент, о статусе русского языка и советской государственной символике. Вопрос же о дальнейшей интеграции с Россией был одобрен парламентом. Однако Лукашенко заявил, что референдум будет проведен, несмотря на решение парламента. 12 апреля 18 оппозиционеров во главе с председателем БНФ З. Позняком объявили голодовку прямо в зале заседаний. В тот же день ночью оппозиционеров, которые остались в здании парламента, насильно выдворили представители спецслужб. В мае 1995 года в Беларуси состоялись парламентские выборы и референдум. Лукашенко призывал принять участие в референдуме и не голосовать на парламентских выборах.

Республика была разделена на 260 округов, в каждом из которых выбиралось по одному депутату. Кандидаты в депутаты не могли проводить агитацию за пределами округа и использовать республиканскую прессу и телевидение. Кроме того, правительство ограничило расходы кандидатов на финансирование избирательной кампании суммой, эквивалентной $50 USD. Листовки кандидатов печатались в государственных типографиях. Любое нарушение этих правил означало лишение возможности быть избранным и предусматривало жесткие санкции для тех, кто поддерживал кандидатов материально.

Видимо замысел Лукашенко состоял в том, чтобы выборы не состоялись, и он получил бы возможность осуществлять свою власть путем прямого президентского правления, без парламента. Публично призывая не голосовать на парламентских выборах, Лукашенко просил прийти на референдум, так как в одном из его пунктов указывалось право Президента распустить Верховный Совет. Всем работникам предприятий правительство постановило предоставить отпуск с 1 по 15 мая, что свело к минимуму участие рабочих заводов и фабрик в избирательной кампании. В таких условиях директора заводов, колхозов и государственных учреждений, выдвинутые в кандидаты в народные депутаты, оказались в наиболее выгодном положении. В результате партия коммунистов и аграрная партия получили 47,5% голосов. Из 120 избранных депутатов около 90% — старые функционеры государственных структур, из которых 45 — директора колхозов и совхозов.

Наряду с парламентскими выборами Президент провел референдум по четырем вопросам:

"ЗА" или "ПРОТИВ" экономического союза с Россией;

"ЗА" или "ПРОТИВ" статуса русского языка, как официального наряду с беларусским;

о флаге и гербе страны;

о праве Президента распустить парламент.

Президента поддержало примерно 75% принявших участие в референдуме.

Неожиданным для Лукашенко стало избрание спикером парламента С. Шарецкого, представителя аграрной партии, вопреки желанию Президента видеть на этом месте В. Кебича. Выступая на выборах вместе с коммунистами, аграрники, однако, в парламенте заняли центристскую позицию. С. Шарецкий заявил, что он выступает за рыночные реформы, сохранение суверенитета страны и неприкосновенность Конституции. По его мнению, беларусское общество должно консолидироваться вокруг национальной идеи. С этого момента между А. Лукашенко и парламентом начались постоянные конфликты. Парламент не стал "ручным", как ожидал Лукашенко, — более того, он постоянно ставил палки в колеса "всенародно избранному" на пути интеграции с Россией. Однако все это не помешало событию, которое очень серьезно повлияло на судьбу Беларуси. 2 апреля 1996 года Лукашенко и Ельцин инспирировали создание ССР (Союз Суверенных Республик) на базе России и Беларуси. Как отмечают многие аналитики, Ельцину это соглашение нужно было для уже начавшейся тогда президентской избирательной кампании в России. Таким способом он пытался выбить почву из-под ног коммунистов. Для Беларуси же это соглашение послужило началом продолжительного политического кризиса.

Примечание к Главе 3 (I)

1.Джабраилов И. СНГ: дезинтеграция на фоне системного кризиса // "Финансовая Украина".- 1996.- 5 марта.- с.5

2.Осинский И. Искушение // "Белоруссия".- 1996.- 10 сентября.-С.1.

3.Нистюк В. Не приведёт ли злоупотребление вином к горькому похмелью// "Белоруссия". - 1996.-27 сентября.- С.2.

4.Бадзинский И. Президент Лукашенко — в интерьере СНГ // "Проспект".- 1995.- октябрь.- #24.- С.1.



Ваши отклики

Назад на Главную страницу



Hosted by uCoz