“Беларусь перед выбором: демократия или авторитаризм?”

Раздел I. Глава 2



15 марта 1994 года, после снятия С. Шушкевича с поста Председателя Верховного Совета и прихода на этот пост М. Гриба, на тринадцатой сессии Верховного Совета Беларуси двенадцатого созыва была принята Конституция. В ней были заложены достаточно широкие полномочия Президента Беларуси, выборы которого должны были пройти летом 1994 года.

12 апреля 1994 года премьер В. Кебич подписал договор о валютном объединении с Россией. Согласно условиям этого договора, российские войска могли использовать беларусские военные объекты бесплатно. Центральный Банк России становился центром валютной эмиссии. Беларусь должна была согласовывать свою фискальную и денежную политику с Россией.

Оппозиция выступила против этого договора, так как он, по их мнению, нарушал Конституцию страны, предавал национальные интересы и суверенитет. Российские демократы тоже выступили против, а именно — бывший министр финансов Б. Федоров и премьер-министр Е. Гайдар, которые считали, что входить Беларуси в рублевую зону обойдется России очень дорого. И действительно, уже в сентябре 1994 года, после избрания А. Лукашенко, российская сторона заявила новому Президенту, что денежного объединения в ближайшее время не произойдет.

10 июля 1994 года в Беларуси состоялись президентские выборы, в результате чего за А. Лукашенко проголосовало около 80% избирателей. Демократическая оппозиция и Беларусский Народный Фронт (БНФ) дали А. Лукашенко трехмесячную отсрочку, во время которой обещали его не критиковать. Его соперник, премьер-министр В. Кебич, подал в отставку сразу после выборов вместе со всем правительством.

Итак, Александр Лукашенко при всеобщем бурном ликовании стал Президентом Республики Беларусь. В чём секрет столь уверенного восхождения на вершину власти? Он прост — сработал багаж рудиментов тоталитарного сознания. И вот очередным кумиром стал Лукашенко, он — не те, что были раньше, он — совсем другое дело. Лукашенко "вышел из народа, он в одиночку боролся в Верховном Совете с коррупцией, он за Союз, он покажет этим спекулянтам, которые строят коттеджи!"

Дело в том, что тормозом на пути демократизации общества, формирования высокой политической культуры являются социально-психологические стереотипы утопического вида. Ухудшение жизненного уровня населения тесно связано с образом виновника всего происшедшего. А виновники — это те, кто расколол "великую Родину — Советский Союз". Этот социальный миф прочно укрепился в сознании широких масс Беларуси.

Страны СНГ не относятся к группе государств, где рыночные реформы осуществляются при помощи "шоковой терапии". В странах постсоветского региона реформы идут по градуалистическому варианту, т.е. с колебаниями, приливами и отливами. В результате этого не удаётся стабилизировать экономику в сравнительно небольшой период времени. Спад производства сопровождается ростом безработицы, резким снижением уровня жизни. Так, в среднем по СНГ сокращение ВВП по отношению к 1991 г. составило 45-50%, капиталовложений — 60-65%, а скрытая безработица превысила 1/3 экономически активного населения 1.

Реформы в странах содружества в сфере системной трансформации запаздывают. Структурные преобразования из-за дефицита средств ведутся медленно и отрывочно. Экономику охватил перманентный структурный, энергетический, денежный и социальный кризис. Эти катаклизмы во многом обусловлены разрывом хозяйственных связей между странами бывшего СССР. По оценке специалистов, 80-90% спада ВВП стран Содружества приходится на разрыв хозяйственных связей. Поэтому восстановление хозяйственных связей в общенародном сознании не только является наиболее притягательным путём разрешения всех проблем, но и служит многим политикам способом завоевания власти.

Однако такая позиция изначально непродуктивна и имеет значительный процент "ностальгического иррационализма".

Во-первых, хозяйственные связи стран СНГ практически невозможно восстановить; во-вторых, даже будучи восстановленными, они заведомо станут экономически неэффективными.

Известно, что крупные вертикальные и горизонтальные связи в СССР формировались в планово-централизованном порядке. В основе этих связей лежал псевдоценовой фактор и политико-экономические интересы руководящей элиты. Поэтому восстановление хозяйственных связей в СНГ представляется принципиально неэффективным. В противном случае такой подход станет детонатором инфляционных явлений, превратится в канал по перекачке прибавочного продукта из одной страны в другую. Что, собственно, и происходит с беларусской экономикой в последние несколько лет.

Беларусское общество находится во власти огромного социального мифа, название которому — "возрождение Советского Союза". Граждане Беларуси болезненно восприняли разрушение ценностно-нормативной системы, модели образа жизни и связанную с этим ломку ориентиров, вызванную экономическими и социально-правовыми преобразованиями первых лет независимости. Они создали устойчивое инертное большинство среди населения, воспринимающее действительность сквозь призму социальных мифов и психологических установок, навязанных извне.

А. Лукашенко прочно укрепил свои позиции, завоевав симпатии ностальгирующего населения путём эксплуатации "советско-патриотических" лозунгов и демонстрации своего стремления к интеграции с Россией, а также зарекомендовав себя как защитника социальных завоеваний.

Начинал А. Лукашенко, по его признанию журналисту А. Караулову в передаче "Момент истины", как "перестроечник", при поддержке М. Горбачёва. В дальнейшем — общественная и депутатская деятельность. Видимо, именно в то время А. Лукашенко осознал раскрывшиеся перед ним возможности.

Неудовлетворённые "национальным изоляционизмом" С. Шушкевича, способствующего созданию в Беларуси национального предпринимательства и объективно представляющего интересы беларусской номенклатуры, пытающейся укрепить свои позиции, российские транснациональные компании, а также пророссийские силы в Беларуси вынуждены были обратится к варианту "бацьки нации". А. Лукашенко идеально соответствовал этому варианту.

Как считают беларусские аналитики, в подготовке сенсационного доклада на сессии Верховного Совета Лукашенко оказывали помощь весьма высокопоставленные чины МВД и других силовых ведомств. А дальше Лукашенко действовал по сценарию: скандальное выступление, опала, имитация покушений — и имидж борца за правду и всеобщее признание обеспечены.

Но даже критикуя Кебича и его команду, Лукашенко вынужден был на первых порах оставить в своём кабинете 8 человек из старой команды, в том числе и играющего ключевую роль вице-премьер министра, в последствии — главу администрации Президента, М. Мясниковича, столь часто упоминаемого Лукашенко во время предвыборной кампании как рьяного коррупционера.

Следует отдать должное мастерству А. Лукашенко, с которым он обрушился с трибуны Верховного Совета на коррумпированную номенклатуру, вплоть до руководителей наивысшего уровня. План полностью удался. Население, и до того с недоверием относившееся к власть имущим, после этого красноречивого разоблачения полностью отказало в кредите доверия не только кабинету Кебича, но и всей государственности Беларуси. Лучшего варианта для команды Лукашенко и не предвиделось. Воспользовавшись моментом всеобщей апатии и нигилизма, он стал единственным "своим" кандидатом, способным бороться за правду, при этом не запачканный коррупцией.

"Как политик, — пишет И. Осинский, — Александр Лу