“Беларусь перед выбором: демократия или авторитаризм?”

Введение

События в Беларуси, произошедшие за последние месяцы, заставили многих в Украине призадуматься над тем, как мало мы знаем о нашем соседе. Постоянно говоря о России, мы часто забываем, что беларусы для нас в такой же, если не большей, степени братский славянский народ, как и русский. Однако узнаём мы о Беларуси почти исключительно из российских СМИ и зачастую судим об этой стране сквозь российскую призму.

Авторы этой работы поставили перед собой задачу описать существующий политический режим в Беларуси, а также общественно-политическую и социально-экономическую ситуацию в республике, её партии, общественные организации, движения, профсоюзы и т.п.

Для начала попытаемся выяснить, как получилось, что в Беларуси сейчас есть диссиденты, политические заключённые, цензура и другие атрибуты авторитарного режима.

Пять лет назад Беларусь была почти в том же положении (имеется в виду политический аспект), что и Украина, и Россия, и Казахстан, и другие бывшие республики СССР. Однако в Беларуси в переходный период после 1991 г. Но произошли довольно странные события. Коммунистические правители Беларуси после всевластия КПСС собирались плавно перейти к всевластному Верховному Совету, а от него — к всевластию Президента. Для этого и конституцию подготовили, которая давала почти неограниченные полномочия Президенту. Однако произошло то, чего ожидали меньше всего — власть досталась не тому, для кого она была предназначена.

Беларусь — действительно страна парадоксов. В 1991 г. Председателем Президиума Верховного Совета был избран не бывший "аппаратчик", как во всех остальных республиках, а профессор-физик, депутат демократического направления С. Шушкевич, а в 1994 г. Беларусь избрала своим Президентом бывшего председателя колхоза А.Лукашенко.

Однако то, что проблема Беларуси — общая для всех посттоталитарных стран, ни для кого не секрет. И в Украине, и, особенно, в России идея авторитаризма давно уже обсуждается общественностью, а иногда получает поддержку и со стороны властей (например, разгон Верховного Совета России в 1993 г.). Многие и в Украине говорят, что стране нужен свой Пиночет. Может и правда авторитаризм — наше спасение? Может быть, действительно стоит отбросить наши демократические иллюзии и передать государству (т.е. Президенту) всю полноту власти, и тогда общество выйдет из постоянного кризиса и обретёт богатую и счастливую жизнь?

Может, в этом смысле А. Лукашенко и прав, — только жёсткая диктатура сможет "переделать" общество, ломая и уничтожая социальные институты, разрывая социальные связи и создавая новые?

Однако опыт многих государств доказывает, что авторитаризм, разрешая одни проблемы, порождает другие, и, кроме того, относясь к обществу как к "машине", определённой системе, диктатор не обращает внимания на человеческие жертвы. Да, Пиночет почти поборол безработицу, подавил инфляцию, но как это объяснить родственникам, близким тех сотен и тысяч, которые были уничтожены во имя процветания Чили?

В государствах посттоталитаризма существует реальная угроза реставрации этого режима. Трансформация экономики и социально-правовых отношений требует стабильности в госедарственной системе. Возникает потребность сильной исполнительной власти, которая в состоянии нормализовать эту систему. Собственно, на этой основе и возникает авторитаризм. Он неслучайно является переходным периодом, поскольку подразумевает стабилизацию общества во время его трансформации. Такой характер этого режима подразумевает, что он может иметь разные направления, а потому и стабилизацию общества можно понимать по-разному. Авторитаризм может привести к восстановлению тоталитаризма или к возрождению демократии.

Однако при любых обстоятельствах это связано с жертвами среди мирного населения. Отсутствие демократических традиций и наличие рудиментов тоталитарного сознания создают почву для становления в странах посттоталитарного пространства долговременного авторитарного режима при молчаливом согласии мирового сообщества.

Для того, чтобы читатель смог понять, имеет ли место в Беларуси авторитаризм, близка ли она к этому, мы предлагаем характеристику понятия "авторитаризм", данную известным украинским политологом В.Якушиком в книге "Проблемы теории революционно-демократического государства". Авторитаризм в наиболее широком понимании — это метод управления, характеризующийся:


наличием обладающего властными полномочиями центра управления;


субординацией субъектов общественных отношений;


навязыванием чьей-либо воли другим лицам;


возможностью применения принудительных мер к субъектам, нарушающим общеобязательные социальные нормы.

При авторитарном государственном режиме метод авторитаризма является доминирующим, основные институты политической демократии ограничиваются или упраздняются.

Важнейшие признаки авторитарного политического режима состоят в том, что :


в деятельности государственных органов преобладают методы командования, прямого диктата;


из процесса принятия и реализации политических решений полностью или в основном исключается применение метода выработки компромисса, взаимного согласования различных позиций в ходе обсуждения;


в центре и на местах происходит концентрация и централизация реальной власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов, решения которых должны выполнятся беспрекословно, нередко эти органы обладают декреционными полномочиями, т.е. правом, исходя из собственного понимания политической целесообразности, действовать по своему усмотрению, в том числе и с нарушением норм закона;


исполнительно-распорядительные органы наделены широкими законодательными полномочиями;


сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов, гласности их деятельности, подотчётности и подконтрольности их населению;


силы, держащие в своих руках государственную власть, применяют к своим политическим противникам суровые меры принуждения;


они ограничивают гражданские, политические и личные права и свободы, а также политические гарантии их защиты;


нередко законодательно закрепляются отступления от принципа юридического равенства граждан."


Все эти пункты соответствуют режиму А. Лукашенко или не все — вопрос обстоятельного анализа, хотя уже сегодня по многим параметрам можно охарактеризовать беларусскую вертикаль власти как содержащую авторитарные элементы (цензура СМИ, необоснованное применение силы против участников массовых акций, грубые нарушения процедуры проведения референдума, и т.д.).


1 декабря 1996 г.


Ваши отклики

Назад на Главную страницу



?????? ??????? ?? ??????? ?????? ????????
грузоперевозки по россии
vertu ascent
ремонт vertu
Hosted by uCoz