Окинавская хартия

Автор А.Голобуцкий

Третье тысячелетие расставляет свои приоритеты
Высокий приоритет в отношениях между Еврокомиссией и нашей страной отныне принадлежит построению в Украине Информационного Общества.
Именно это провозгласил Меморандум о взаимопонимании относительно развития Информационного Общества, подписанный 14 сентября в Париже.
Еврокомиссия действительно пересмотрела первоочередность задач, стоящих перед ней, а также странами-участницами и кандидатами в ЕС. Свидетельством тому – создание на базе бывшего Гендиректората ХІІІ (Телекоммуникации, информационный рынок и использование результатов исследований), или «DG XIII» Генерального директората по вопросам Информационного Общества, или «DG INFSO».
В 1995 Совет ЕС лишь призывал правительства стран-кандидатов на вступление в ЕС осуществить меры, направленные на присоединение к процессу создания Глобального Информационного Общества как на общеевропейском, так и на мировом уровне. Сегодня же Информационное Общество не просто номинальный приоритет: определены конкретные задачи, стоящие как перед официальными структурами Евросоюза, так и перед каждой страной, входящей в круг интересов этой организации. Более того, разработаны схемы решения этих задач для каждого конкретного случая.
Включение Госкомсвязи Украины в общеевропейские информатизационные процессы путем подписания Меморандума, а позднее и Декларации об Информационном Обществе, выгодно не только с точки зрения развития наших отношений с Евросоюзом. Хотя с декабря 1999, согласно Инициативе Президента Еврокомиссии Р.Проди «Информационное Общество для всех», подобные шаги являются частью обязательных условий для стран-кандидатов, а до конца 2000 года планируется разработать и вынести на утверждение план реализации этой Инициативы.
Однако Украине выгодно Информационное Общество прежде всего как стимул для развития её экономики. Ведь формирование Информационного Общества – это и укрепление позиций нашего государства на международном уровне, и привлечение финансовых ресурсов ЕС для развития национальной телекоммуникационной инфраструктуры (в частности, повышение интереса зарубежных инвесторов к приватизации ВАТ «Укртелеком»).
Кроме того, мы заинтересованы в поддержании соответствующего уровня отечественных ученых и разработчиков, работающих в области телекоммуникаций. Парижский Меморандум в этом отношении упоминает программу e-Ukraine, как часть программы e-Europe, в рамках которой украинские специалисты будут привлекаться к участию в общеевропейских программах и проектах. Одна из таких программ - «Технологии информационного обеспечения».
Но Информационное Общество ни в коем случае не является сугубо научным проектом, зажатым узкими теоретическими рамками. В действительности это принципиально новый подход к социальной работе, направленный прежде всего на далеко не самые обеспеченные слои населения.
Именно они выиграют от более эффективной рыночной экономики, от возможности обеспечения качественного трудоустройства и других преимуществ Информационного Общества. Ведь, по сути, построение этого Общества требует реформы всех социальных институтов.
Это и соответствующее образование в школах и других учебных заведениях, то есть – принципиально новая система образования, готовящая полноценных членов открытого общества Информации. И развитие регулятивной среды, которая благоприятствует инвестициям – по крайней мере, до того момента, пока не будет принято соответствующих социальных мер, гарантирующих возможность наименее обеспеченным слоям общества также извлекать пользу из возможностей Информационного Общества.
Однако украинское государство нуждается скорее не в реформировании существующих основ его функционирования: у нас в принципе практически отсутствует законодательная база в информационной сфере. Если исходить из нашего законодательства, то, получается, мы живем еще в прошедшей, «доинформационной» эпохе. Потому что существование новых информационных технологий, а, следовательно, и отношений, связанных с ними, не предусмотрено.
Построение Информационного Общества, таким образом, откроет новую, обширнейшую сферу деятельности для предприятий и частных лиц, учебных заведений и научных институтов. Украинское общество в целом выйдет на новую ступень развития.
Ведь Глобальная Сеть, кроме всего прочего, снимает проблему центра и периферии, уничтожает зависимость от каких бы то ни было условий в достижении высокого общественного статуса, кроме личных знаний и способностей к овладению и оперированию информацией. То есть Информационное Общество – идеальная модель для достижения социальной справедливости, поскольку предоставляет равные возможности каждому.
Однако достижение этих высоких целей – все же вопрос будущего. Сегодня важно обеспечить технологическую и теоретическую компоненту системы «Информационное Общество». В этом плане сотрудничество с Еврокомиссией незаменимо. И базовыми являются оговоренные в Меморандуме аспекты, касающиеся частотной политики Украины и её соотнесения с европейскими стандартами, услуг мобильной связи третьего поколения, а также услуг электронной коммерции.
Эти пункты, наряду с разработкой национальной стратегии Информационного Общества, являются стартовой площадкой для всех дальнейших изменений в Украине и для сближения её со странами Евросоюза. Выполнение их, обеспечиваемое Госкомсвязи Украины, составляет часть фундамента, на который в будущем сможет опереться вся система социальных отношений Информационного Общества, общества третьего тысячелетия.
Так что деятельность Госкомсвязи действительно чрезвычайно важна для будущего нашей страны и заслуживает всемерной поддержки со стороны как правительства и парламента, так и представителей всех слоев населения. Не стоит забывать о завтрашнем дне, как бы трудно не приходилось в дне сегодняшнем. Лишь тогда сегодняшние трудности будут оправданны.


Ваши отклики

Назад на Главную страницу



Hosted by uCoz