"Цифровая демократия: реалии и перспективы"

12 апреля в рамках второй международной конференции «e.Development» проектом GIPI.Internews.UA при поддержке Мирового Банка, а также компаний HitExpo и ComputerLand прошла конференция «Э-Правительство и Э-Демократия». Предлагаем Вашему мниманию доклад заместителя Директора Института Информационного общества Алексея Голобуцкого.



О реалиях цифровой демократии в Украине говорить не приходится. Более того, о цифровой демократии, реализованной где-либо вообще хотя бы отчасти, говорить также рано. Цифровая демократия на данный момент - не более чем далёкий ориентир, причём рассчитанный на общественность.
Цифровая демократия как прямая, плебисцитная форма народоуправления - не худшее оправдание бюджетных затрат на информатизацию для тех граждан, что готовы потерпеть без электронного правительства и платить и дальше налоги на содержание госаппарата без удешевления делопроизводства за счет ИТ.
Цифровая демократия - одна из наиболее благоприятных тем с точки зрения пропаганды. Особенно это верно для Украины и прочих постсоветских стран. Нашим гражданам ещё порядочное время будет глубоко чуждо понятие бизнеса, в том числе - государственного управления как бизнеса.
Их сложно убедить, что вложения в информатизацию сегодня сберегут значительную часть их денег и времени завтра. Не потому, что они не понимают. Они просто не верят в то, что такое возможно здесь, с нашими чиновниками и раздувающимися с каждым сокращением аппаратами. Честно говоря, на данный момент они правы.
Александр Брамс в АИН давал недавно общие финансовые показатели информатизационной деятельности нашего государства. Все данные свидетельствуют об одном - денег тратится неоправданно много, результат непозволительно малоэффективен.
Государство ещё не скоро осознает себя бизнесом, которым владеют налогоплательщики, а не олигархи, и основной целью которого является не перераспределение денежных потоков, а качественное и немедленное удовлетворение нужд клиента - того же налогоплательщика.
Чиновник также ещё не скоро осознает себя обслуживающим персоналом. Борьба же с коррупцией на сегодня представляется гражданам чуть ли не преступлением, сродни геноциду, поскольку коррупция давно уже перестала быть вызовом гражданской совести, а превратилась в национальную (и межнациональную) форму коммуникации. Так что воодушевлённые рассказы о преимуществах информационных технологий в этой сфере остаются для наших граждан голой абстракцией.
А вот демократическо-гражданская риторика всё ещё вызывает трепет в наших наивных душах, тем более, если речь заходит о новых возможностях кого-нибудь прищучить. Что и используют заинтересованные стороны, расписывая прелести прямого голосования, учёта мнения каждого при рассмотрении важных вопросов и прочее - и всё за каких-то жалких пару процентов госбюджета. В устах же представителей нынешней власти разговоры о цифровой демократии в принципе смешны. Среди них нет настолько бессребреников, чтобы делиться кровью и немалыми деньгами оплаченной властью.
И ещё: цифровая агора рассчитана не просто на поголовно грамотное население, в том числе компьютерно грамотное. Решение серьёзных государственных вопросов прямым волеизъявлением народа предполагает поголовную компетентность этого народа в рассматриваемой проблеме. Что плохо сочетается с катастрофическим снижением качества образования в стране - и не только с этим прискорбным явлением.
Здесь против реализации цифровой демократии объединились несколько факторов. Во-первых, молодёжь как наиболее динамичная социальная группа действительно получает всё более слабую образовательную подготовку.
Во-вторых, вне зависимости от качества образования, молодёжь проявляет всё меньшую социальную, и тем более политическую, активность.
В-третьих, общеевропейская тенденция к старению общества сказывается и в Украине - всё большую часть общества составляют пожилые люди, крайне сложно адаптирующиеся к социальным инновациям. В большинстве своём они не примут ни возможностей ИТ, ни самих ИТ - в противоположность европейскому сценарию развития событий (там действительно доля интернет-пользователей старше 50-60 лет всё увеличивается).
В-четвёртых, зрелые, образованные, свободно владеющие компьютером люди в большинстве своём социальную активность реализуют в бизнесе. В Украине же собственный бизнес и политика - вещи взаимоисключающие (это тем более верно в отношении малого и среднего бизнеса). Уверен, опасение потерять бизнес ещё долго будет удерживать таких людей подальше от политики, неважно, традиционной она будет, или электронной.
Технико-технологические же вопросы в Украине решаются довольно успешно. Я имею в виду оптоволоконные сети, качество и доступность связи, вопросы стандартизации и правового регулирования отрасли. Эти процессы были бы ещё успешнее, если бы позиция относительно либерализации телекоммуникационного рынка и отрасли в целом была более активной.
Однако уже около года в отрасли наблюдается явное замирание развития. Работа по формированию и внедрению элементов Информационного общества практически не ведётся.
Впрочем, здесь виновата и недостаточная активность профессиональных кругов. Так первым шагом на пути к цифровой демократии должно стать принятие государственной стратегической программы - по типу eEurope, Электронной России и им подобных.
Да, безусловно, жаль, что и в этом вопросе Украина лишь догоняет Россию. Однако в этом есть как свои недостатки, так и плюсы. С одной стороны, есть опасность чрезмерного влияния и как следствие - повторения ошибок России. С другой - нам вовсе не обязательно эпигонствовать - для Украины Электронная Россия скорее является образцом, как не следует поступать. Выбор России и в этом контексте нам не подходит.
Однако и тут есть весьма полезные нам наработки. К тому же, российские инициативы (в частности, такие как лужковский еГород) просто вынуждают украинскую сторону быть активнее.
Но всё же основная роль должна принадлежать нам - представителям научных и общественных организаций. Да, мы работаем над теоретическими разработками в сфере Информационного общества. Но прикладных проектов явно недостаточно. А ведь общество действительно необходимо подготовить психологически к использованию возможностей ИТ. Нужны образовательные, просветительские, пропагандистские, в конце концов, проекты.
Люди должны не только уметь использовать услуги электронного правительства, дистанционного образования, цифровой демократии - но, прежде всего, они должны быть готовы к этому. С цифровой демократией та же история, что и с обычной, офф-лайновой - её может быть столько, сколько люди готовы принять. И ни на йоту больше..


Назад на Главную страницу



Hosted by uCoz