А. Голобуцкий , О. Шевчук "Электронное правительство"

Часть третья. Основа гражданского общества – правительственные сервисы для граждан и бизнесов

В первых двух разделах мы выяснили содержание понятия “электронное правительство”, а также содержание и методы трансформации внутриправительственных процессов и организации государственного управления при внедрении электронного правительства. Этот раздел мы посвятим изучению еще двух аспектов электронного правительства как социального явления, а именно – работе модулей G2B и G2C. Мы рассмотрим их параллельно, поскольку граждане, равно как и бизнесы, выступают относительно правительства в двоякой роли: как налогоплательщики, и бизнесы, и граждане являются собственниками правительства, но они же являются и его основными клиентами.
Последнее утверждение по отношению к Украине будет верным лишь при электронном правительстве – традиционные схемы осуществления государственного управления предусматривают существование государства со всеми его атрибутами как явления целиком самодостаточного, которое не требует никаких других объектов для осуществления своих функций, кроме собственных же структурных подразделений. В практическом смысле это означает, что граждане и бизнесы работают на удовлетворение потребностей государства.
Электронное правительство, как мы уже говорили, начинается с бизнес-реинжиниринга деятельности государственных структур. Это расставляет на свои места роли каждого участника властных отношений: государственные органы становятся сервисами, обеспечивающими для граждан и бизнесов безопасные и комфортные условия жизнедеятельности при наименьших расходах.
Основные же задачи сервисов “правительство-гражданину” и “правительство-бизнесу” (формулы G2C и G2В) в рамках реализации проекта электронного правительства можно определить следующим образом: преодоление бюрократии, внедрение в правительственных структурах ориентированности на граждан, высвобождение ресурсов, избавление от очередей, упрощение легализации частной инициативы в сфере бизнеса, активизация малого и среднего бизнеса в стране, оптимизация государственного менеджмента, удешевление ведения бизнеса путем внедрения телеработы и оцифровывания документооборота. Это далеко не полный перечень, тем не менее, из него ясна цель внедрения этих модулей электронного правительства: превратить сами государственные структуры в сервисы, призванные обеспечивать максимально комфортные условия для жизни и работы граждан, их самореализации, а также для ведения бизнесом максимально эффективной деятельности.
Функционирование сервисов G2B и G2C означает прежде всего создание соответствующих сетевых ресурсов, на базе которых уже строятся собственно сервисы. Этот процесс в Украине не будет революционным, поскольку главной задачей является анализ зарубежного опыта уже работающих проектов электронного правительства, и выделение из него компонентов, пригодных для применения в нашей стране. Мировой опыт – богатый источник идей, поскольку электронное правительство впервые появилось в Америке еще 1991 г., а в Европе получило распространение еще до конца прошлого века.
В Украине же Кабинет Министров принял постановление "О порядке публикации в сети Интернет информации о деятельности органов исполнительной власти" только 4 января 2002 г. Постановление направлено на улучшение условий для развития демократии, для реализации гражданами конституционных прав на участие в управлении государственными делами и на свободный доступ к информации о деятельности органов исполнительной власти, а также для обеспечения гласности и открытости деятельности этих органов. Постановлением предполагается, в частности, введение обязательного размещения центральными и местными органами исполнительной власти информации на собственных сайтах, установление требований относительно ее структуры и объемов, а также создание единого портала Кабинета Министров Украины, предназначенного для интеграции сайтов органов исполнительной власти и размещения информационных ресурсов в соответствии с потребностями граждан. 1
Правительство информационной эры для граждан и бизнеса должно отвечать многим условиям, тем не менее, сегодня Украина реально способна обеспечить лишь часть функций. Скажем, сегмент G2C может обеспечить следующие услуги: заказ экзаменов по теории и практике вождения; поиск работы и электронная процедура проверки профессионального соответствия; предоставление собственной оценки объема налоговых льгот; получение информации и консультаций относительно доходов; выдача в он-лайновом режиме информации и консультаций относительно здоровья; использование национальной сети обучения; подача заявок о ссудах на обучение и студенческую поддержку (стипендию). Соответственно, и сегмент G2B сможет предоставлять только ограниченное количество сервисов, в частности такие как заполнение регистрационных форм на НДС и его возвращение; подача заявок на региональные гранты поддержки и получение оплаты от правительства за предоставленные товары и услуги. 2
Кроме того, правительственный портал должен предоставлять гражданам и бизнесам легкий доступ к следующим информационным ресурсам: база данных по рынку работы, заполнение электронных бланков и форм, электронный обмен данными между правительством и гражданами, осуществление на сайте правительства (после появления соответствующих нормативно-правовых актов) платежей за услуги с помощью кредитных карт. В общем, сколько бы сервисов не содержал правительственный портал, он должен отвечать нескольким основным требованиям: электронная инфраструктура каждой составной части электронного правительства должна создаваться на основе единых стандартов; правительственный портал должен быть единой точкой доступа ко всем услугам электронного правительства (что позволяет гражданам резко снизить затраты времени на выполнение стандартных операций); главным критерием деятельности любого элемента электронного правительства должна быть ориентация на выгоды налогоплательщика. Правительство должно быть организовано так, чтобы люди не «охотились» на службы методом проб и ошибок.
Остановимся детальнее на принципе единой точки доступа. Наличие всей информации и услуг на едином правительственном портале создает дополнительные выгоды для налогоплательщиков. Первая из них – отсутствие необходимости много раз заполнять разные формы с одними и теми же персональными данными. Будучи один раз внесенными в базу данных, они после этого автоматически появляются в полях формы каждый раз, когда пользователь вводит свой пароль и индивидуальный код (или авторизуется любым другим методом). Вторая – наличие единой точки доступа позволяет предоставлять налогоплательщику комплексную услугу, которая стимулирует пользователя быстрее переводить свои операции с правительством в он-лайновую среду. Электронное правительство, таким образом, предопределяет появление “электронного гражданина” (еСіtіzеn) – гражданина, который осуществляет трансакции с правительством большей частью через сеть.
Возможности электронного правительства довольно широки, тем не менее чтобы их реализовать, прежде всего следует понять цель его внедрения и выяснить причины – почему граждане заинтересованы в его внедрении. Из последнего вытекают еще несколько принципов организации электронного правительства. Так, сетевые правительственные сервисы должны прислушиваться к нуждам людей и включать их в решения, которые касаются того, как следует предоставлять услуги; чутко относиться к потребностям отдельных групп людей или бизнесов; отображать реальную жизнь людей; облегчать возможность направить жалобу и получить результат, когда дела ведутся неправильно. 2
Одно из первых постановлений Кабинета Министров Украины в 2002 году было посвящено делам интернета, а именно, им установлен порядок публикации в сети интернет информации о деятельности органов исполнительной власти. Секретариату Кабинета Министров Украины, Министерству экономики и по вопросам европейской интеграции, Государственному комитету связи и информатизации и Службе безопасности Украины поручено для интеграции информационных ресурсов органов исполнительной власти, размещенных в сети интернет, обеспечить разработку и реализацию проекта единого портала Кабинета Министров Украины (судя по первым результатам, исполнителям ещё далеко до понимания необходимости и преимуществ электронного правительства).
Так, согласно установленному порядку, на сайте органа исполнительной власти уровня министерства или другого центрального органа должна размещаться следующая информация: наименования органа; основные задачи и нормативно-правовые основы деятельности; структура и руководство органа; фамилии, имена и отчества руководителей; местонахождение аппарата, правительственных органов госуправления, созданных в его составе, территориальных органов и соответствующих структурных подразделений местных госадминистраций (почтовые адреса, номера телефонов, факсы, адреса сайтов и электронной почты); основные функции структурных подразделений, а также ФИО, номера телефонов, адреса электронной почты их руководителей; нормативно-правовые акты по вопросам, которые находятся в компетенции органа; порядок регистрации, лицензирования отдельных видов деятельности в соответствующей области (образцы документов, расчетные счета для внесения необходимых платежей, размеры этих платежей и др.), образцы документов и других материалов, необходимых для обращения граждан к органу; расписание работы органа и часа приема руководства; предприятия, учреждения и организации, находящиеся в сфере управления органа, целевые программы в соответствующей отрасли; сведения о проведении закупок товара (работ, услуг) за государственные средства; государственные информационные ресурсы по вопросам, которые находятся в компетенции органа; текущие и запланированные мероприятия и события в соответствующей отрасли; сведения о существующих вакансиях.
Органы исполнительной власти уровня Совета Министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских администраций, кроме всего вышеприведенного, должны разместить на своих сайтах информацию о выполнении бюджета соответствующего уровня; показатели расчета за энергоносители; сведения об оплате местных налогов и сборов, коммунальных платежей, в том числе тарифы и льготы отдельным группам плательщиков, расчет юридических и физических лиц с бюджетом соответствующего уровня; сведения об учреждениях социальной сферы; список коммунальных предприятий, правоохранительных органов, лечебных, оздоровительных, дошкольных и общеобразовательных учебных заведений, которые находятся на территории соответствующей административно-территориальной единицы, с предоставлением адреса, номеров телефонов, распорядка работ; а также порядок обжалования решений, принятых органом соответствующего уровня. Органы того же уровня должны дополнительно размещать информацию о районных, районных в Киеве и Севастополе госадминистрациях, а также информацию о показателях выплаты заработной платы, денежного обеспечения, пенсии, стипендий и других социальных выплат.
Кроме всего этого, на сайтах Совета Министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских администраций должна размещаться информация о территории соответствующей административно-территориальной единицы: современная территория и история региона, административно-территориальное устройство, города региона; общий обзор экономики, описание естественных ресурсов, сведения о транспортной инфраструктуре, средствах коммуникаций, промышленности, сельском хозяйстве, создании привлекательных инвестиционных условий в регионе, свободных экономических зонах, о развитии туризма, сведения о развитии науки и образования (список учебных заведений и научных учреждений, учреждений культуры и искусства), ссылка на другие интернет-ресурсы региона. На сайтах госорганов может размещаться и другая информация, которую руководство местной исполнительной власти считает целесообразным опубликовать.
В отдельности обуславливается обеспечение обратной связи – оформление потока информации в сети от граждан к правительству. Но, скажем, официальная страница Президента Украины содержит разъяснения, что “рассмотрение обращений граждан в адрес Президента Украины осуществляется соответственно требованиям Закона Украины "Об обращениях граждан". Обращение может быть устным (изложенным гражданином на личном приеме) или письменным, присланным по почте. Письменное обращение должно быть подписано заявителем (заявителями) с указанием даты”. То есть, нормативные акты Украины лишь декларируют (основываясь на лучших зарубежных образцах), каким именно должно быть электронное правительство и его элементы. И эти декларации ни коим образом не рассчитаны на практическое применение. Эта ситуация повторяется и относительно региональных и ведомственных официальных ресурсов – правда, не всех, хотя и подавляющего большинства. Так, среди ресурсов областных государственных администраций лишь власть Днепропетровщины воспринимает электронное правительство целиком соответственно декларациям, и в самом деле превратила свой сайт в многофункциональный портал, ориентированный на сотрудничество с гражданами и реализацию возможностей осуществлять трансакции в сети. Остальные же региональные ресурсы имеют совсем другую направленность.
По этому поводу приведем выражение Эстер Дайсон, председателя международной организации, отвечающей за функционирование адресов интернета – ICANN (госпожа Дайсон, которую участники рынка называют "живой легендой" интернета, входит в число 50 самых влиятельных людей в мире информационных технологий): “создаваемые интернет-ресурсы государственных органов являются в большей мере информативными, нежели функциональными”. Хотя госпожа Дайсон вела речь о Российской Федерации, этот вывод будет целиком верным и относительно Украины. Как ни досадно, в основном государственные интернет-ресурсы являются презентационными проектами – в худшем случае они представляют (хотя скорее рекламируют) руководителя области (отрасли, иной административной единицы), в лучшем – саму область. И лишь несколько официальных сайтов облгосадминистраций можно с большей или меньшей достоверностью назвать бизнес-ресурсами, что все же лучше, чем бесцельная презентация. Тем не менее, о четкой сервисной организации информационного ресурса, об ориентации на удобство и потребности именно обычного пользователя, обратившегося с определенным вопросом, который надеется решить с помощью электронной администрации – об этом не может идти речь, к сожалению, ни в одном случае.
С другой точки зрения, большинство пользователей сами слабо представляют, что им может быть нужно на правительственному сайте, каким он должен быть, чтобы с ним было удобно работать. У украинских пользователей сети пока что не сформировалось никаких приоритетов относительно возможности взаимодействия с правительством в интернете. Это ярко проиллюстрировало исследование, проведенное Институтом информационного общества. Был предложен вопрос: “Какими должны быть критерии оценки официальных сайтов и порталов государственных структур и служб?” Респонденты могли избрать один из четырех вариантов ответа: критерий не важен; важен отчасти; достаточно важен; важен. Перечень критериев был достаточно разнообразен. Приведем его полностью, так как, на самом деле, при должном уровне развития электронного правительства, когда оно уже включено в систему других функциональных элементов информационного общества, каждая из этих характеристик должна быть присуща любому официальному ресурсу.
Итак, правительственный ресурс должны характеризовать: информативность; наличие внутренней поисковой машины; функциональность; дружественность интерфейса; наличие он-лайнового сервиса; наличие почты; уровень дизайна; наличие функций для обслуживания пользователей с физическими ограничениями; наличие интернет-адресов других государственных служб; наличие текстов принятых документов; наличие справочных и вспомогательных ресурсов для заполнения форм, оформления заявок и т.д.; наличие портрета главы структуры; наличие биографии главы структуры; наличие контактных телефонов, адресов, часов работы отдельных офф-лайновых служб и ответственных лиц; наличие страницы новостей; время обновления страницы новостей; время обновления страницы документов; наличие прогноза погоды, телевизионной программы и т.д.; наличие карт города/района/области; наличие культурной афиши; ориентированность на клиента; ориентированность на презентабельность структуры; ориентированность на строгую официальность ресурса; дизайн, рассчитанный на максимально быструю загрузку страницы; наличие исторической справки о городе/стране/области; наличие проектов документов; наличие форума для обсуждения проектов документов; наличие обязательств ответственных лиц государственного органа относительно обращений граждан и ограничения времени на ответ; наличие гида по городу/району/стране/области; наличие информации об экономических ресурсах города/страны/области; наличие бизнес-портала с информацией об основных бизнес-структурах города/области/района, их контактные телефоны/адреса, финансовая информация и т.д.; наличие адресов социально значащих объектов – школ, больниц, аптек, поликлиник, органов местного самоуправления, театров, кинотеатров, библиотек, вузов и т.д. города/района/области; двуязычное (укр/рус, укр/англ, рус/англ), трёхъязычное выполнение сайта; наличие чатов с представителями власти.
В результате приоритетными оказались наличие новостей, интернет-адрес других органов власти, контактных данных должностных лиц и структурных подразделений данного органа власти, а также наличие форума и иноязычного варианта ресурса. Что и свидетельствует о полнейшем отсутствии представления о функциях даже не столько интернет-ресурса, сколько самого органа власти. Что, в принципе, целиком можно объяснить слабостью институтов гражданского общества в Украине. Но тем более серьёзной является задача государственных органов, в частности, ответственных за разработку интернет-ресурсов.
Таким образом, клиент не знает, чего требовать, правительственные службы не представляют, что предлагать – и, вероятно, даже не задумываются еще над вопросом собственной ответственности за формирование специфических (касающихся услуг правительственных сервисов) информационных потребностей граждан и, что важнее, за формирование социальной и психологической мотивации граждан – основание, опираясь на которое гражданин будет решать, нужно именно ему электронное правительство или нет, что именно ему нужно, насколько это важно лично для него, какие это будет иметь последствия и т.п.
Мы ведем речь большей частью о гражданах, тем не менее ситуация с бизнесами та же. Бизнесы также не доверяют государству и всем инициированным им инновациям. Предприниматели настолько привыкли к законам коррумпированного общества, что предложение просто и доступно решать большинство вопросов деятельности бизнеса в обход чиновников вообще воспринимают чрезвычайно скептически – все равно в конце концов надо будет обращаться не к порталу, а к клерку, и тот уже своего не упустит. Тендеры в интернете воспринимаются лишь как очередная ширма для обычной деятельности по договоренности и за взятку. И надо заметить, что государство, в частности уполномоченные им должностные лица, именно такие схемы и вводит – конечно, как пробные и временные. Но это означает, что не меняется принцип.
В первой части мы обосновали специфическую для Украины и посттоталитарных стран вообще необходимость делегировать инициативу внедрения электронного правительства и всю финансовую и правовую ответственность за его формирование именно государству. Тем не менее, приведенная нами аргументация не исключает участия других двух секторов – общественного и бизнес. Более того, поскольку ведущая роль может принадлежать только государству – по крайней мере на данном этапе – тем более ответственной является “вспомогательная” роль общественной и бизнес-инициативы. Хотя в качестве и первой, и второй мы рассматриваем профессиональные сообщества – специалистов в сфере ИТ, одни из которых распоряжаются капиталом, а другие нет. Их роль наиболее ответственна, так как, в отличие от государства, они четко представляют возможности и ограничения ИТ и рассчитывают не только на более или менее удачную компиляцию чужих решений. Специалисты точно знают, зачем ИТ государству, гражданину, бизнесмену. И, соответственно, знают, какие меры следует предпринимать и почему, а каких шагов следует избегать и по какой причине. Члены правительства же (ИТ-продвинутые энтузиасты) разрываются между налаженными традиционными схемами и выгодными, но неапробированными инновациями. Яркой иллюстрацией является жалоба исполнительного директора сайта российского ГИБДД Василия Чучупала на форуме "Технологии и решения для электронной России", что его предложение опубликовать на сайте квитанции для оплаты дорожного налога столкнулась с сопротивлением поставщиков бланков квитанций, которые боялись утратить рынок. 3 Хотя, следует заметить, в Российской Федерации идея электронного правительства нашла незаурядную поддержку, несмотря на те же недостатки внедрения, что и в Украине.
Что же касается нашего государства, формально и его правительство включилось в процессы информатизации. Общий перечень созданных электронных страниц довольно значителен. Но мы сосредоточимся на ресурсах региональных органов власти. Ведь такую же разветвленную систему локализованных ресурсов имеют разве что сборщики налогов – но при существующих процедурах взаимодействия с этой структурой мало кто отважится заполнять любые формы самостоятельно, без консультаций с работниками налоговой службы. Кроме того, система электронных платежей лишь начинает вводиться, а закон про электронную цифровую подпись только рассматривается Верховной Радой. Итак, соответственно, эта служба не является он-лайновой, а созданные ресурсы в полную силу – по абсолютно объективным причинам – смогут работать нескоро. Ресурсы центральных органов власти также не отвечают требованиям электронного правительства и даже он-лайнового сервиса.
Таким образом, остаются страницы региональных органов власти – по определению они должны быть приспособлены к использованию самыми широкими слоями граждан, иметь достаточно широкий спектр функций, чтобы не требовать в обязательном порядке принятия каких-то специальных нормативных актов и быть пригодными для выполнения своих функций чуть ли не с первого дня запуска.
Однако до сих пор ситуация крайне далека от теоретически обоснованных целей создания подобных ресурсов. Посетив и попробовав воспользоваться каждым из существовавших на февраль 2002 года ресурсов, мы провели анализ использованных для их создания средств (как сугубо технического исполнения, так и формирования содержательного наполнения) и качество их работы. После чего попытались сформулировать цель их создания исходя не из теории информационного общества или э-правительства и возможностей ИТ, а из грубой практики: какую информацию из этих ресурсов можно почерпнуть, какими сервисами можно воспользоваться, насколько это реально для среднестатистического посетителя и среднестатистических же (весьма скромных) технических возможностей последнего (мощность компьютера, качество и скорость соединения). Прибавим, что большинство этих ресурсов включены в перечень региональных органов власти на сайте Кабинета Министров Украины. 4
Анализ сделан с точки зрения обычного украиноязычного пользователя, который является гражданином Украины и жителем соответствующей области – то есть, чьи интересы сугубо прикладные. Посетитель сайта априори ищет конкретные сведения и старается решить абсолютно определенные вопросы, а не найти материал для чтения или просмотра иллюстраций.
Общий итог после посещения страниц областных администраций – собственно, так же, как и страниц Кабмина, Госкомсвязи и большинства других государственных сайтов – цель ресурсов является сугубо презентационной, исполнение большей частью на пещерном уровне. Непрофессиональны дизайн и программное обеспечение сайтов. Содержание большинства напоминает выписку из короткого страноведческого атласа. Иностранцам представленная информация ничем не поможет, украинцам тоже не расскажет ничего нового – и ничем не заинтересует ни тех, ни других. Практической пользы от посещения сайта большей частью никакой – ни для дальнейшего общения с органами власти, ни для посещения области, ни для полезного досуга, ни для работы, ни для обучения. А сколько средств было израсходовано – и на компьютерную технику, и на подключение к сети, и собственно на создание сайтов. И все это – следствие элементарного непонимания чиновников – зачем и кому (кроме Президента для отчетов на международном уровне) может понадобиться такой ресурс, кто и за какой именно информацией туда будет заходить.

Итоги:
Сервисы “правительство-бизнесам” и “правительствам-гражданам” формально развиваются в Украине параллельно с сервисом “правительство-правительству”. Тем не менее, фактически оказывается, что правительственные структуры не в состоянии осознать возможности информационных технологий, а следовательно – важность их применения в сфере сотрудничества государственных структур и общества. Результатом является формальное выполнение законов, формализация задач отдельных государственных органов, и в конце концов – абсолютная ненужность ресурсов, на которые израсходованы немалые средства налогоплательщиков.
Но именно эти сервисы стимулируют частную инициативу в экономической, социальной, политической, культурной, научной сфере. Трансформация процессов взаимодействия государства и граждан, обусловленная внедрением данных модулей электронного правительства, является наиболее благоприятной для экономического развития государства, создания благосостояния его граждан.
Мы подчеркиваем – сервисы G2B и G2C ориентированы на широкую аудиторию, на представителей всех социальных групп, которые так или иначе оказываются в сфере влияния этих сервисов. Профессиональная элита отрасли информационных технологий лишь координирует и корректирует процесс формирования информационного общества и реализации проекта электронного правительства. Пользователями сервисов электронного правительства постепенно становятся все социальные группы, поскольку цель создания электронного правительства – оптимизация социальных, политических и экономических процессов, связанных с властью.
Таким образом, главной проблемой, которая стоит перед украинским правительством, является осознание собственной роли как сервиса, предназначенного для обслуживания граждан, и соответствующее построение информационной инфраструктуры, формирование содержательного наполнения правительственных ресурсов.

Темы для обсуждения:
q Почему бизнес – такой же приоритетный объект правительственных сервисов, как и граждане?
q Получают ли какую-то пользу от G2B и G2C-сервисов бизнес и граждане, не имеющие доступа ни к компьютеру, ни к сети?
q Чем отличается правительственный (городской, областной) портал от просто сайта администрации?
q Какие правительственные услуги следует прежде всего предоставлять в он-лайновом или электронном режиме?
q Какой должна быть цель создания правительственных сайтов или порталов, их основная функция?
q Как соотносятся роли государственных структур, граждан и бизнеса в электронном пространстве, является ли такой же ситуация в офф-лайновых отношениях?
q При каких обстоятельствах наличие сайта не превращает правительственный сервис ни в он-лайновый, ни в электронный?
q Какова роль правительства в трансформации неправительственных государственных ресурсов в электронный ресурс?
q Что означают понятие “интуитивный” и “дружеский” относительно электронного государственного ресурса?
q Какова роль интуитивной навигации, дружеского интерфейса в общих процессах внедрения электронного правительства и формирования информационного общества?
q Какие сферы жизнедеятельности человека упрощает и вместе с тем обогащает внедрение соответствующего электронного ресурса?
q Только ли на собственных граждан должен быть рассчитан электронный ресурс правительства?

Ссылки:
1. http://www.kmu.gov.ua/mainzkomit.html
2. Тони Блэр. Модернизация правительства. "Белая книга" британского электронного правительства.
http://www.e-gorod.ru/e-project/whitepaper/4310.htm
3. Каждому чиновнику – по сайту. 5.12.2001.
http://www.egovernment.ru/cgi-bin/view.cgi?rzm=news&xnew=n00064
4. http://www.kmu.gov.ua/


Назад на главную страницу



Hosted by uCoz